Главный творческий метод советских писателей
Согласно уставу, принятому на I съезде, основным методом советской литературы был соцреализм, надолго ставший определяющим для всей многонациональной советской литературы, — метод, который «требует от художника правдивого, исторически-конкретного изображения действительности в ее революционном развитии. При этом правдивость и историческая конкретность художественного изображения должна сочетаться с задачей идейной переделки и воспитания трудящихся людей в духе социализма»
Кто обеспечивал советских писателей
Одним из самых значимых подразделений Союза писателей был Литературный фонд, за счет средств которого отказывалась материальная помощь писателям (в том числе будущим), содержался Литературный институт.
Предполагалось, что средства всего писательского союза будут складываться из членских взносов, доходов от его имущества и средств Литфонда. Литфонд же формировался из отчислений издательств (10 % гонорара писателей) и отчислений от сбора спектаклей, из доходов от имущества, принадлежавшего Литфонду, и субсидий государства. На деле около половины бюджета формировалось за счет государства. Взносы же писатели вообще платили неохотно (не говоря о том, что у многих были долгие периоды безденежья):
«Как-то Александр Фадеев разослал большой группе писателей письмо примерно такого содержания: „Уважаемый такой-то! Тогда-то в Центральном Доме литераторов состоится собрание по очень важному делу. Ваше присутствие весьма желательно и необходимо. А. Фадеев“.
Получившие приглашение были горды, не получившие решили явиться просто так — мучило любопытство. В назначенный день и час зал ЦДЛ был переполнен. Вошел Фадеев и громко произнес:
— Товарищи, я пригласил вас сюда как самых злостных неплательщиков Литфонда. До каких пор будет продолжаться это безобразие?»
(Зиновий Паперный. «Не заказывайте здесь молоко и какао»)
Высшим руководящим органом Союза советских писателей был Всесоюзный съезд. Внутри — секции прозы, поэзии, критики, драматургии, секция детской литературы, по литературам народов СССР, иностранная, секция по работе с молодыми писателями и даже оборонная секция. Во главе каждой секции — секретариат или бюро. Исполнительный орган съезда — правление, из состава которого выбирался председатель, президиум и секретариат Союза.
Жесткая вертикальная структура делала Союз отчасти схожим с Народным комиссариатом внутренних дел (НКВД).
Сходство усилилось в 1937 году, когда правления были заменены на институт уполномоченных с целью укрепления вертикали власти
Перед I съездом весь предполагаемый состав руководства Союза писателей был одобрен в Центральном комитете (ЦК) ВКП(б) и утвержден на заседании Политбюро ЦК. Председателем был выбран Горький.
Первое заседание Литфонда состоялось сразу же поcле Съезда советских писателей. Было избрано правление Литфонда, а из членов правления, по образцу НКВД, тройка, которая занималась решением срочных вопросов — выдачей небольших ссуд и путевками в дома отдыха.
Ради чего работали советские писатели
Надежда Мандельштам по возвращении из воронежской ссылки в 1937 году замечает, как изменился писательский быт: «Когда мы покидали Москву, писатели еще не были привилегированным сословием, а сейчас они пускали корни и обдумывали, как бы им сохранить свои привилегии».
«Вечером мы сидели в новом писательском доме с парадным из мрамора-лабрадора, поразившем воображение писателей, еще помнивших бедствия революции и Гражданской войны. В новой квартире у Катаева все было новое — новая жена, новый ребенок, новые деньги и новая мебель. „Я люблю модерн“, — зажмурившись, говорил Катаев. А этажом ниже Федин любил красное дерево целыми гарнитурами. Писатели обезумели от денег, потому что они были не только новые, но и внове. <…> Этажи в доме указывали на писательский ранг. Вишневский, например, настоял, чтобы ему отдали квартиру находившегося в отъезде Эренбурга: он считал, что при его положении в Союзе писателей неудобно забираться под самую крышу. Мотивировка официальная: Вишневский страдает боязнью высоты».
Надежда Мандельштам. Воспоминания
В 1937 году было принято положение о материальной помощи писателям. В случае нетрудоспособности каждый член Союза мог рассчитывать на месячное пособие размером до 1000 рублей в месяц. Однако в год пособие не могло превышать суммы в 6000 рублей (среднемесячная зарплата в Москве составляла 271 рубль).
В 1939 году только в Москве на одного писателя было потрачено в среднем 1900 рублей, а, например, в Туркмении — 1000.
Ко II съезду писателей был подготовлен отчет о деятельности Литфонда. За двадцать лет (с 1934 года) Литфонд израсходовал 330 миллионов рублей. Из них на помощь писателям во время войны было потрачено 58 милллионов, 12 миллионов ушло на оказание лечебной помощи, 35 миллионов — на содержание клубов, а на творческие командировки писателей было потрачено более 10 миллионов рублей.
В январе 1938 года на страницах «Правды» было опубликовано письмо пяти литераторов, обсуждение подхватили «Комсомольская правда» и «Литературная газета». Главным вопросом стал тот факт, что из-за обилия заседаний и общественной работы писателям было некогда писать:
«Что представляет собой Союз писателей на самом деле? Это огромный с чиновничьими методами работы департамент по литературным делам. <…> Полная оторванность от литературно-художественных и критических журналов, от издательств. Длинная очередь в приемной ответственного секретаря Союза писателей тов. Ставского — очередь молодых, пожилых, седых советских литераторов, месяцами не могущих попасть на прием. И — бесконечные бюрократические заседания (с резолюциями, стенограммами, протоколами, выписками из протоколов), заседания, преисполненные зеленой скуки и отрывающие писателей от непосредственной писательской работы.
День за днем крутится бумажный конвейер, заседают секретариат, президиум, партгруппа, партийная организация, партийный комитет, бюро секций, правление Литфонда, ревизионная комиссия, специальные комиссии, частные совещания. Но обсуждается на этих заседаниях все что угодно, кроме художественных произведений, кроме вопросов непосредственной писательской работы. <…> Порой можно подумать, что руководители Союза писателей не любят художественной литературы, равнодушны к ней. Хорошие произведения советских писателей руководство Союза встречает с кисло-сладкой улыбкой, как „неожиданность“»
На что жили советские писатели
Определить точный размер писательских заработков трудно, так как большинство литераторов брали подработки: переводы, переделки сценариев кино. Одним из самых распространенных источников дохода были литературные выступления. Известно, однако, что в 1936 году более двух тысяч писателей жили на 2000 рублей в месяц (при средней зарплате в Москве 271 рубль в месяц).
Обстановка в национальных республиках была хуже: автор не получал гонорара за перевод произведения на русский язык, а ставка за произведение на национальном языке была гораздо ниже, чем на русском, и составляла не больше 120–150 рублей за печатный лист.
Выход книги и, соответственно, заработок писателя находился в прямой зависимости от издательства или редактора. Нередко набор книги рассыпали в последний момент — конъюнктура менялась очень быстро. На заседаниях правления часто поднимались вопросы об увеличении ставки гонорара за печатный лист. В 1940 году она составляла 200 рублей, при этом, как говорилось в записке президиума Союза в руководящие органы, «писатель, серьезно работающий над произведением, редко пишет более 10 печ. листов в год». Литератор не получал свой гонорар единовременно — большая часть выплаты выдавалась после выхода сигнального экземпляра.
В послевоенные годы писателей спасали выступления и переводы с национальных языков СССР. За индивидуальный творческий вечер продолжительностью до 2,5 часа лауреат Сталинской премии получал от 1500 до 3000 рублей. За литературный доклад «ведущие писатели» получали 1500 рублей, «остальные» — от 750 до 1000. Групповые выступления писателей оценивались дешевле: для «ведущих» писателей — 500 рублей, для «рядовых» — 300–400. Меньше всего платили за выступления на заводах и в кинотеатрах перед сеансами. Писатели получали за них от 200 до 300 рублей.