Как часто наши мечты выучить или освоить что-то новое обламываются об колено реальности? НУ, первая причина, лень и нехочуха — это понятно, это наше родное, внутрикровное и бороться с ним можно так, как я уже писал.
Но есть еще одна причина, почему эфиопский язык, ускоренный курс игры на скрипке или секреты программирования на языке Python упорно не желают помещаться в нашей умной голове. Некоторые, по причине заниженной самооценки думают, что они, мягко говоря, тупые не гуманитарии или не технари, а что-то среднее, ни Бэ ни Мэ. Кстати, таковых, по моим наблюдениям еще со школы — большинство.
Содержание
Плач Ярославны
Веру в свои способности отбивают пара-тройка пронырливых отличников, которые, видимо, родились вне Матрицы, а также стойкое неприятие правила буравчика, нежелание лезть в личную жизнь Ленского, какой бы интересной, по мнению Пушкина она ни была, и даже скрытое отвращение к урокам музыки и лично к Кабалевскому. Все это вместе взятое порождает стойкое убеждение в своей легкой дебильности, впрочем, тщательно скрываемое, которое к концу школы трансформируется в желание стать… ну конечно — экономистом. Кем же еще! Или, на худой конец, юристом. Кстати, многие девушки идут еще на автотракторный, видимо, по примеру Любови Орловой, которая оттуда наоборот сбежала в актрисы. Я еще про журналистов тут сознательно не пишу. Это вообще — отдельная тема для плача Ярославны.
И что же происходит потом? Это мы уже помним, так как было недавно. Отучившись по выбранной стезе, мы стойко оттарабаниваем на каторге возмещения долга государству, а потом, наконец, осознав, что прошедшее — есть страшный сон, отвергаем его с корнем и, выдохнув, начинаем веб-дизайнить новую жизнь. Желательно в торговле или рекламе.
Так что же не дает нам быть теми, кем мы задумали с самого начала — космонавтами? Какого хрена все так выходит? И почему ученые утверждают, что наш мозг (мой, в данном конкретном случае) — на что-то вообще способен, когда налицо его полная беспросветная бесперспективность?! «Тупой, еще тупее» — это ребята, подающие надежды, как любят выражаться некоторые товарищи учителя, по сравнению со мной. Что не так?
Я открою вам секрет — я и есть тот самый тупой
Вообще говоря, я окончил школу с золотой медалью. Потом институт (экономист, ага), и, после третьего курса меня наконец-то выгнали. Выгнали по делу — я был языкаст, и на лекции у всего потока заявил декану (читал нам экономическую теорию), что он, то есть, декан, вот уже второй месяц несет абсолютную чушь. Это было правдой, все это знали, но молчали, конечно же. Декан это писец с пушистым хвостом. И в результате меня засыпали на банальной философии, я не сдал зачет (не смог дать точное определение Бога), и меня не допустили к экзаменам, сроки прошли и, короче, я вылетел. Все было драматично и на тот момент мне казалось, что декан с пушистым хвостом смахнул мою жизнь в отстойник с навозом. Да. Собственно, так казалось не только мне.
И что же дальше, спросите вы. А дальше я убедился, что наши знания, то, что реально вбуравливается в мозг и не просто лежит там, а еще и работает, это совсем не вуз, не школа, и даже не детсад. Мы это знали, скажите вы. ВУЗ — это корочка. Школа, это чтобы получить доступ к корочке, а детсад это ад. Да, да, так и есть. Но я сейчас про знания, а не про корочки. Так вот. Я стал писать контрольные для студентов когда только только появились 286-е компьютеры, кто помнит такие. Я писал их в тетрадках ручкой. Дальше — больше. Курсовые, дипломные, диссертации. По любым предметам, кроме ядерной физики и сопромату. И это можно делать, но трудозатраты/прибыль не стоят того. Много ли я написал, спросите вы. За 18 лет прилично. Параллельно я издавал свою газету, занимался фотографией, потом вот блог, ну и так далее. Все это вообще без образования как такового.
К настоящему моменту моя уверенность в собственных незнаниях только усугубляется.
И резонно возникает вопрос — откуда ДРОВА???
Почему такой мезальянс
Не открою ни для кого Америку, что наиболее эффективный способ что-то выучить или освоить — это начать обучать этому других. Тут всё как по анекдоту когда один преподаватель говорит другому: «Вот студенты тупые попались, я им раз объясняю – не понимают, второй раз объясняю – не понимают, третий раз объясняю, уже сам понял, а они не понимают».
В этом плане интересен конус обучения Эдгара Дейла, который первый (1969 год) и обосновал эту мысль, сформулировав наиболее эффективные способы обучения.
Эдгар Дейл преподавал ученикам один и тот же учебный материал, но разными способами. А потом анализировал их способности вспоминать изученную информацию после окончания обучения.
Принципы обучения, запоминания и усвоения информации Эдгара Дейла
Эдгар Дейл пришел к выводу, что:
— слушать лекции на тему или читать материалы по предмету – это наименее эффективный способ выучить что-либо;
— обучать других и использовать изучаемый материал в собственной жизни – это наиболее эффективный способ выучить что-либо.
Конус обучения наглядно объясняет, почему фрагменты из фильма запоминаются лучше, чем прочитанная книга на ту же тему. Фильм использует аудио и визуальные аспекты, которые человеческий мозг более склонен запоминать.
Хотя в основу конуса действительно положены результаты исследования Дейла, процентные данные вычислялись не Дейлом, а его последователями в результате их собственных исследований.
Хотя Конус обучения, получивший широкое распространение, содержит не совсем точные данные, он является руководством для самых эффективных техник обучения, какие только способен воспринять человеческий мозг.
Конус обучения наглядно объясняет, почему фрагменты из фильма запоминаются лучше, чем прочитанная книга на ту же тему. Фильм использует аудио- и визуальные аспекты, которые человеческий мозг более склонен запоминать.
Как эффективно изучить и запомнить какую-либо тему
Проводите лекции
Хотя слушание лекций – это один из худших способов усвоения материала, чтение лекций по своей теме (как преподаватель) – один из самых эффективных.
Пишите статьи
Если у вас есть блог или веб-страница, вы можете компилировать статьи по своей теме.
Создавайте видеопрограммы
Даже если у вас нет собственного блога или веб-страницы, сейчас существует масса видео-порталов, например, Youtube, куда вы можете выкладывать свои видеоматериалы для бесплатного просмотра. Это очень эффективный метод, так как вы готовите лекционный материал, который доступен не узкому кругу слушателей лекции, а потенциальной мировой аудитории.
Обсуждайте с друзьями
Один из самых простых и доступных вам технических приемов – общение с людьми вашего социального круга. В любой подходящий момент выносите на обсуждение интересующую вас тему и доносите до своих друзей все имеющееся у вас богатство знаний на эту тему. Чем с большим количество людей вы это обсудите, тем выше вероятность того, что вы вспомните этот материал в будущем. К тому же существуют буквально сотни способов проводить подобные дискуссии он-лайн, принимая участие в форумах по интересам, чатах или в социальных сетях.
Делайте это сами
Чему бы вы ни учили других, вы должны быть уверены, что делаете это сами.
Помните только, что данные, приведенные в Конусе обучения – это не догма. У каждого может быть свой подход к обучению.
Несколько мыслей напоследок, имеющих косвенное отношение к теме
Мир хочет, чтобы вы оставались тупыми. Чем вы тупее, тем вам проще продать продукты и услуги. Размер диагонали телевизора обратно пропорционален коэффициенту интеллекта.
Не надо слепо верить в образовательную систему. Учебная программа устарела в первый день начала вашего обучения. (Исключение – фундаментальные программы, но только в точных науках; вопрос применения фундаментальных знаний в обычной жизни остается открытым.)
Читайте без остановки, читайте как можно больше. Вы никогда не знаете, когда вам пригодятся новые знания и концепции, но вы будете намного лучше подготовлены к жизненным неожиданностям.
Научитесь общаться с окружающими. Избегать людей, считая их недостойными своего общения, – значит не найти клиентов, друзей или работу в дальнейшем.
Быть застенчивым – это пустая трата времени. Не давайте эмоциям рулить процессами принятия решений.
Если вам что-то не нравится в отношениях с другим человеком, – в случае вашего разрыва это “что-то” и будет причиной.
Как можно больше общайтесь с людьми старше себя. Пытайтесь понять их систему ценностей, их кругозор и логические связи между обстановкой и принятыми решениями.
Найдите людей, которыми можно восхищаться, и старайтесь их превзойти.
Со временем люди становятся более консервативными. Если хотите сделать рисковые вещи – делайте их, пока молодые. Я давно пришел к выводу, что реформаторство – это следствие отсутствия знаний, а не наличия фокуса.
Не тратьте деньги на ерунду: скопите их на что-то серьезное (в т.ч. и свой стартап). Это вас также научит тратить деньги и в бизнесе: с умом и ради цели.
Выбирая между тратой денег на вещи или впечатления, выбирайте впечатления. Радость от впечатлений и воспоминаний выше. (При наличии сайтов поиска авиабилетов типа aviasales.ruпроблемы куда-то слетать и что-то увидеть вообще не стоит.)
После того, как вы научились экономить, научитесь зарабатывать.
Научитесь программировать. (Я программировал с 10 лет, но совет универсальный) Проще самому сделать прототип, нежели тратить время и деньги на то, чтобы его объяснить кому-то еще. Не хотите программировать – научитесь что-то делать руками, чтобы можно было производить что-то полезное.
Не набирайте лишний вес в молодости. Это сократит вашу активную жизнь на 10-20 лет.
Научитесь готовить еду. Для меня лучшее время для обдумывания чего-то – когда я режу ингредиенты на салат или суп.
Высыпайтесь ночью. Недостаток сна сильно влияет на качество принятия решений.
Записывайте свои дела. Памяти недостаточно, какой бы фантастической она ни была.
Имейте большую мечту. Быть гибким отлично, но без мечты это может превратиться в бег по кругу.
Не старайтесь исправить людей. Ищите тех, кто еще не испорчен.
Бонус (то, что я знал):
Учите 2-3 иностранных языка. Знание языка также дает понимание культуры и понимание разнообразных точек зрения и ценностей.
Учитесь культурно разговаривать и писать без ошибок. Умение говорить складно и по делу пригодится тогда, когда вы будете доносить точку зрения компании потребителям, а также управлять людьми.
Научитесь этично конкурировать в нужных вам областях жизни. Жизнь – очень конкурентная штука, и неумение конкурировать снижает ваши шансы на изменение своего положения или социального статуса.
ЗЫ. Я теперь понимаю, почему ко мне в редакцию приходили выпускники журфака, которые даже понятия не имели, о чем вообще можно написать в газету. Я им списки тем писал. Так что, не помогут лекции и прослушивания — ничего все равно не запомните. Хотите знать — делайте. Журналистика — карандаш с фотиком в зубы — и вперед. Желательно нарваться на хорошего редактора, который умеет деликатно давать по башке. Иностранный Язык — хоть сам с собой болтай, если совсем уж не с кем, хочешь верстать — скачай Индизайн, открой Комсомолку — и вперед! и так далее по списку. Сделал дело — делай еще! Удачи всем и хорошего настроения!