10 советов начинающим писателям от Энн Ламотт

10 советов начинающим писателям от Энн Ламотт

Энн Ламотт — известный и почитаемый в США автор художественных и нон-фикшн книг (многие стали бестселлерами). Ведет семинары по писательскому мастерству.

Ее отец был писателем. Энн с детства росла в писательской среде, и каждое утро наблюдала, как ее папа вставал в 5:30 утра и садился писать. Энн начала писать рассказы еще в 7 лет и помогала с сочинениями своим одноклассникам.

Когда Ламотт было 26 лет, вышел ее первый роман «Смех сквозь слёзы». С тех пор вышло еще множество ее романов. За время профессиональной карьеры Энн получила премию фонда Гуггенхайма, вела рубрику «Книжное обозрение» в журнале Mademoisellе, преподавала литературное мастерство в Калифорнийском университете Дэвиса.

Энн Ламотт говорит о себе так: «Я готова вытащить из вас любую ненаписанную книгу». Она автор книги «Птица за птицей», в которой учит секретам писательского мастерства. Эта книга вышла более 20 лет назад и до сих пор остается бестселлером.

1. «Вам не всегда будет нравиться то, что вы пишете»:
В девяти случаях из десяти мне не нравится то, что я пишу. Когда я перечитываю черновики и статьи, которые писались в стол, мне становится немного не по себе. К сожалению, другого способа становиться лучше не существует. Для того чтобы совершенствоваться, вам потребуется очень много писать. И далеко не всегда результат будет вам нравиться. Это нормально.

2. «Публиковаться не так важно, как думают многие»:
Это примерно как думать, что чайная церемония нужна ради чая. На самом же деле церемония нужна ради церемонии. Так и с писательским делом.Творчество нужно писателю само по себе — чтобы писать. Не стоит стремиться к тому, чтобы вашу книгу или статью опубликовали.Публикация явно должна быть в списке ваших приоритетов, но не ставьте её на первое место. Пишите ради того, чтобы писать.

3. «Хорошо писать — значит рассказывать правду»:
Кажется, что правду писать проще всего. Ведь гораздо сложнее сначала что-то придумать, придать этому форму и написать. На деле всё не так. Написать правду так, чтобы она была интересна и понятна читателю, это так же сложно, как искупать кошку.

4. «Если не знаете, о чём писать, начните с детства»:
Пишите о самом начале. О том времени, когда вы только начали осознавать себя и мир вокруг. Если ваше детство было плохим — получится мрачный рассказ, если хорошим — получится яркая и красочная история. Однако, независимо от того, каким было ваше детство, поначалу результат вашего труда всё равно будет ужасным, но главное — это начать.Когда вы начнёте вспоминать о всех подробностях детства, материала может стать настолько много, что вы не поймёте, как вообще можно обо всём написать. В таком случае сужайте рамки и пишите об отдельных событиях, временных периодах или людях.

5. «Садитесь писать в одно время каждый день»:
Ламотт говорит о том, что такой ритуал приучит подсознание включаться в творческую деятельность. Садитесь за стол в 9 часов утра, или в 7 вечера, или в 2 часа ночи — когда вам больше нравится. Первый час вы наверняка просто будете смотреть на белый лист бумаги или экран компьютера, как идиот. Потом вы начнёте качаться из стороны в сторону. Потом вам захочется поковыряться в носу — не стоит этого избегать. Вы начнёте хрустеть пальцами, потягиваться, гладить кошку, грызть ногти или кусать губу. И лишь потом вы, возможно, сможете начать писать. Дотерпите до этого момента.

6. «Писать лучше маленькими порциями»:
Если вы задумали невероятный труд, то из-за страха перед его размером вы можете впасть в ступор. Пишите маленькими порциями. Не бойтесь брать паузы и отдыхать. Вам не обязательно сразу же видеть всю дорогу — достаточно ближайшей пары метров. Так и в писательстве: не старайтесь осилить всё и сразу, а пишите маленькими порциями — так вы не сойдёте с ума.

7. «Не бойтесь отвратительных набросков»:
Читая книгу Стивена Кинга, Чарльза Буковски или Сэлинджера, вы думаете, что такие истории получаются у них с первого раза. Но это не так. У всех хороших писателей бывают первые отвратительные наброски. А потом вторые, третьи, четвёртые. Затем приходит очередь сносного черновика, и лишь после него получается что-то толковое.Почти всем, даже великим писателям, творчество даётся нелегко. И единственный способ начать писать — это набросать слабый, отвратительный черновик.

8. «Перфекционизм — враг писателя»:
Желание сделать идеально будет преследовать вас постоянно. С одной стороны, это хорошо, с другой — перфекционизм убивает в тексте жизнь. Стараясь избавиться от ненужного мусора, вы будете черкать, уменьшать и менять текст до тех пор, пока он не станет сухим и безжизненным. Знайте меру.

9. «Автор должен располагать к себе»:
Вспомните о своих любимых актёрах. У каждого из вас точно наберётся парочка. Вы наверняка готовы смотреть даже самый ужасный фильм, если там снимается ваш любимчик, верно? Да что уж там, вы бы и прогноз погоды смотрели без остановки, веди его ваш любимый актёр.
С писательством так же. Вы как автор должны располагать к себе.

10. «Опробуйте на ком-то свой материал»:
Найдите хорошего друга, родственника или коллегу и попросите его беспристрастно оценить то, что вы написали. Им не обязательно тоже быть писателями, ведь вы наверняка пишете для обычных людей. Стороннему глазу гораздо легче увидеть все недостатки и просветы в вашем тексте, а они там есть, не сомневайтесь.

Фото: Официальный Facebook Anne Lamott